Если Вы думаете, что фильм «Завод» — боевик о разбойном нападении, и ждёте кино в стиле Джейсона Стейтема, можете смело проходить мимо. Если в фильме «Дурак» Вы не смогли рассмотреть ничего кроме «чернухи», можете смело проходить мимо. Если для Вас личность Юрия Быкова ассоциируется с сериалом «Спящие» или сериалом «Метод», можете смело проходить мимо. Всем тем, кто остался, приятного чтения.

Юрий Быков на данный момент, пожалуй, главный и самый яркий представитель отечественного авторского кино. Первой его полнометражной картиной стал фильм «Жить», снятый в 2010 году. Особой славы кино не получило, но имя режиссёра стало довольно известно в кругах кинематографистов. В 2013 году на экраны вышел фильм «Майор», явно больше полюбившийся зрителям и даже показанный в официальной программе Каннского кинофестиваля. Известность режиссёру принесла картина «Дурак», увидевшая свет в 2014 году, которая, хоть и выходила в кинотеатрах в очень ограниченном прокате, сыскала большую славу у зрителей. И вот спустя 5 лет, пройдя через производственный ад, начиная с отказа в финансировании и заканчивая возможностью снимать фильм только в ночные часы, новая лента режиссёра «Завод» вышла в широкий прокат.

В городе N закрывают завод, который является одним из главных градообразующих предприятий. Рабочим не платят зарплату и перспектив на счастливое будущее очень немного. Мужики, во главе с бывшим военным по прозвищу Седой (Денис Шведов), решают похитить директора завода и по совместительству местного олигарха (Андрей Смоляков) с целью выкупа. Но по приезду на территорию завода после удачного похищения история принимает неожиданный поворот.
Режиссёрский стиль Быкова окончательно сформировался в картине «Дурак» и в новом фильме хоть и претерпел некоторые изменения, но остался верен себе. Да, появилось больше аттракционной составляющей и несколько больше экшена, но основные характерные особенности автора остались неизменны. История, как и раньше, происходит в течение очень короткого промежутка времени – одной ночи. И снова очень чётко вырисовывается основная мысль автора – один в поле не воин, но режиссёр каким-то удивительным образом с первых кадров заставляет вжаться в кресло и погрузиться в атмосферу обычного российского периферийного городка, где у каждого свои заботы, свои проблемы, своя жизнь и свои переживания. Будь то человек, вернувшийся с войны и не нашедший себя в мирной жизни, пожилой работяга, думающий как прокормить семью или элитный охранник, который ведёт неравную борьбу с неизлечимой болезнью жены.

«Завод» вполне можно назвать остросоциальной драмой. И я не хочу сказать, что всё описанное в фильме – это наша с Вами действительность, но проблемы, поднимающиеся там, Быков обнажает ничуть не жалея чувств и нарисованных светлых образов жизни рядовых жителей нашей страны. И да, картина нарочито мрачная, и сеет зерно далеко не приятной и романтичной, а самой, что ни на есть исключительной меланхолии. В одном из интервью режиссёр сказал (цитата не дословная), что человек идёт к врачу не для того, чтобы получить ложный и щадящий диагноз, а чтобы узнать правду и начать лечение, может и тяжёлым, но действенным методом. Так вот «Завод» в руках Юрия Быкова – это скальпель, но не для того, чтобы препарировать труп, а чтобы найти злокачественную опухоль. Как с ней справляться решать каждому самостоятельно, и не важно, бизнесмен ты или крановщик, но факт того, что, если хочется жить — справляться придётся — абсолютно неоспорим.

Я обхожу описание актёрской игры и технических моментов фильма, так как костяк состава артистов и съёмочной группы, работающих с режиссёром, также сформировался и люди, принимавшие участие в съёмках, знали, ЧТО они делают и КАК это должно выглядеть. Поэтому кроме слов безграничной похвалы всем, от людей, предоставивших возможность снимать на действующем заводе, до актёров, от чьих монологов замирало дыхание, мне сказать нечего.

«Завод» — кино, которое оставляет след в душе и долго остаётся с Вами. Заставляет размышлять о правильности поступков, о принятых решениях и о том, как бы поступили Вы сами, окажись в подобной ситуации. Но разве не в этом цель авторского кино – достучаться до зрителя и дать пищу для ума?! Если я прав, то Юрий Быков блестяще справился со своей задачей, и я призываю всех, кому не безразлична судьба авторского кинематографа в России, поддержать режиссёра походом в кинотеатр.

Хороших Вам фильмов, друзья!

 

Автор: Александр Борисов.