2019 год дарит повод вспомнить о Казимире Малевиче. 140 лет исполнилось со дня рождения автора знаменитого Черного квадрата.

Даты с нолями мы любим. В отношении основателя супрематизма эта любовь особенно символична, поскольку великий художник много размышлял о «нуль форм», о «наступлении беспредметности»: … если искусство познало гармонию, ритм, красоту — познало нуль!

Малевич призывал «выйти за нуль творчества к новым величинам». Век спустя его призыв услышал известный музыкант Леонид Винцкевич и совместно с культурной платформой «АРТОКНО» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» организовал Фестиваль современного искусства «Музыкальный эксперимент вокруг Малевича». С 30 марта по 4 апреля прошло 6 концертов в Курске, Старом Осколе, Губкине и Железногорске — на территории бывшей во времена Малевича единой Курской губернией.

— Безусловно, Казимир Северинович Малевич — это яркое явление последнего столетия. И мы хотим напомнить об этом своим проектом. Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями… Полотна Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Он творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого. — говорит Леонид Винцкевич, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ.

Леонид Владиславович — известный в мире джаза музыкант-просветитель. «Заслуженный» — не просто по официальному статусу, а благодаря широкому международному признанию его таланта, организаторской и общественной деятельности, оказавшей большое влияние на развитие российского джазового искусства. Почти четверть века он дарит миру уникальный передвижной проект — ежегодный Международный фестиваль «Джазовая провинция», и куряне первыми получают этот подарок от своего земляка. Очень интересно и в данном контексте невероятно уместно привести цитату журнала «Down Beat» (США), который назвал выступления Леонида Владиславовича «…прекрасным, не замкнутым в себе, русским авангардом, где Эррол Гарнер не противоречит Сесил Тейлору…»

Курянам повезло в очередной раз. Они снова первыми прикоснулись к своеобразному «Подношению Малевичу», так образно представил проект Леонид Винцкевич. Первыми познали гармонию, ритм и красоту «Музыкального эксперимента» зрители Курска. Символично, что стартовал Фестиваль концертом «Начало пути» в римско-католическом храме, прихожанином которого был Казимир Малевич, здесь он венчался и крестил детей.

Отсыл в прошлое к истокам русского авангарда, волшебная атмосфера, прекрасная акустика подчеркнули яркость эксперимента. Звучали орган и хор, классическая музыка в современном прочтении и джаз, фольклорные мотивы и поэзия начала 20 века. В эти мгновения особенно остро чувствовалось, что авангардизм в живописи — это как импровизация в музыке, когда каждый инструмент подхватывает мелодию и группа музыкантов мгновенно создает музыкальную композицию. Синтез или, точнее сказать, соитие звука и живописи, формы и содержания подарили удовольствие в квадрате.

Весь цикл концертов фестиваля прошел на одном дыхании творческого вдохновения и, несомненно, — «вел к новым величинам». Участники Эксперимента, к коим можно смело отнести и зрителей, с надеждой обсуждали, что жизнь будет ярче и богаче, если новый Фестиваль станет традиционным.

Мария Романова