Малевич в квадрате или Квартал Малевича

Благодаря конкурсу «2032» затеплилась надежда на позитивные изменения в облике родного города.

Только покинув Курск, начала больше ценить его памятные места. И сожалеть о быстро исчезающем культурном слое. Почему-то «заболела» Малевичем. Не тогда, когда впервые появилась идея взять в аренду Дом Бесходарного и сделать памятное место Малевича, а городской чиновник подсуетился и передал под стоянку следственного комитета землю под самый обрез фундамента этого дома. Болезнь началась уже после переезда в северную столицу, совершенно внезапно, с простого вопроса петербургского коллеги: «Еду в командировку в Курск. Что посоветуешь посмотреть?» Признаться, зависла: не советовать же стандартный пакет «Марьино-Коренная пустынь» человеку, который живет среди архитектруно-исторических шедевров — Эрмитажа, Екатерининского, Юсуповского, Таврического и других многочисленных дворцов?! Который каждый день может бродить по Александро-Невской лавре или любоваться Никольским собором, не говоря о Казанском, Исакиевском и Спасе-на-крови?!

Будь лето, порекомендовала бы съездить в Стрелецкую степь и позвонила бы замечательной Валентине Петровне Сошниной с просьбой организовать экскурсию с чаепитием из душистых степных травок.

Осенило, когда вспомнила, что коллега интересуется авангардом.

— Ты знаешь, что в Курске жил Малевич?

Сослуживец не знал, и это было попадание в десятку. Его очень заинтересовала возможность прикоснуться к истории жития основателя супрематизма. Увы, «прикасаться» не к чему. Ни музея, ни памятного места, ни галереи имени Малевича в Курске нет. Правда, музея Малевича и во всей России пока нет.

Набросала туристическую тропу. Костел, где он венчался и крестил детей. Здание, в котором он работал чертежником и с разрешения начальника оставался после службы писать картины. Здание, на месте которого стояла вторая женская гимназия, где прошла выставка «Ослиного хвоста». Улица Кати Зеленко, где находилась мастерская и школа Якименко-Забуга, у которого брал первые уроки рисования Дейнека.

— Непременно загляни в галерею «АЯ», если повезет, пообщаешься с хозяином, интереснейшим человеком, художником и краеведом Олегом Михайловичем Радиным.

Столько фотографий и материалов о Казимире Малевиче ни у кого нет. Прознали об этом французы и включили документы курского исследователя в свой превосходный документальный фильм о выдающемся художнике. Уже не раз лента была в телеэфире, в том числе на основных российских каналах.

— И обязательно пройдись по кварталу со старыми домами — Почтовая, Золотая. Не обращай внимание на краеведческие споры: жил или не жил Малевич в конкретном доме. Абсолютно точно, что ходил этими тропинками, размышлял, строил творческие планы. На Золотой сжег свои картины… Почувствуй атмосферу…

Командировка отменилась. А я уже не смогла отменить себе думки, почему мы, куряне, так не дорожим подарками судьбы. Турки (профи в туристическом PR и маркетинге) из одного дня пребывания всемирно известной личности создают легенды и мастерски выстраивают инфраструктуру по зарабатыванию денег. Да что турки, сдержанные европейцы тоже. Почему экскурсии в Вене начинаются с дома художника Хундертвассера, имя которого большинство туристов слышит впервые? Неужели это главная достопримечательность столицы Австрии?! Нет, конечно. Просто прагматичные европейцы умеют ценить, популяризировать и монетизировать наследие выдающихся земляков. А тут 11 лет жизни автора самой радикальной и провокационной картины 20 века связано с Курском и никакой зарубки на память. Скольких трудов стоило установить памятную доску и стыдливо прикрыть баннером чуть не снесенный дом на Почтовой, 17. Неужели разговоры в духе «я не понимаю этот «Черный квадрат», «так каждый может намалевать» похоронят окончательно имя Малевича в провинциальном болоте равнодушия?!

«Курск 2032» дарит надежду на преображение. Надежду на то, что «закрома» и сундуки истории будут бережно открыты. А богатые традиции, имена, события переформатированы, вписаны в современные реалии. Что древний Курск сможет стряхнуть затхлость дремучей провинциальности и проститься с близорукостью — не видеть и не замечать наследие великих.

Авторы проекта-победителя первого этапа Кирилл Будыкин и Михаил Заутренников предложили музей современного искусства назвать именем Малевича. Может быть, следующим шагом после преображения территории детинца может стать преобразование других кварталов.

Презентую землякам свой PR-проект «Малевич в квадрате или «Квартал Малевича». С его реализации в год 140-летия всемирно известного художника Казимира Малевича может ярко стартовать принятая программа «Квадратный метр за рубль» по восстановлению памятников. Давайте вместе с хранителем курских тайн Олегом Радиным, интеллектуалом и собирателем архитектурных шедевров Еленой Холодовой, молодым дарованием, лауреатом престижных международных архитектурно-дизайнерских конкурсов Филиппом Киценко и многими другими сподвижниками и радетелями сохранения памяти ушедших великих творцов поддержим задумку «Квартал Малевича», за которым последуют не менее значимые другие проекты по сохранению Истории земли Курской.

Цель проста и понятна

Сохранение достопримечательного места «Квартал Малевича» и создание современной творческого пространства с первым в России интерактивным музеем Малевича, школой рисования для детей с ограниченными возможностями, художественным коворгингом и площадкой для проведения международных фестивалей и конкурсов с 3D-проектором.

Это сработает на формирование позитивного имиджа регионального центра как привлекательной инвестиционной и туристической территории. На повышение международной привлекательности и узнаваемости Курска. В настоящее время город Курск занимает 45 место в рейтинге привлекательности региона для иностранцев, между тем Малевич — одно из самых узнаваемых в мире имен. Фигура Малевича, его творчество до сих пор привлекает огромное внимание в России и за рубежом, по мнению ведущих зарубежных искусствоведов, это один из самых известных культурных брендов прошлого века. В оформлении Олимпиады-2014 в Сочи было использовано творчество Малевича, Дейнеки и Шагала. Куряне могут гордиться, ведь двоих знаменитостей можно назвать визитной карточкой Курска.

Выставка картин Малевича на ВДНХ в 2017–2018 году стала одним из ярких, аншлаговых событий в культурной жизни страны. Таким образом, у Курска есть прекрасные шансы подняться в рейтинге туристической привлекательности. Особенно, если новому губернатору удастся с помощью прекрасных курских музейщиков реализовать программу развития курских брендов.

Задачи и контент проекта

Безусловно, необходимо найти инвестора для яркого старта программы по сохранению культурного наследия «Квадратный метр за рубль» проектом «Квартал Малевича».

Почему квартал, а не дом? Чтобы устранить источник краеведческих споров и реализовать масштабный проект с интересной инфраструктурой, который невозможен на 100 кв. м.

Почему нужен инвестор? Дом Бесходарного (ул.Почтовая, 17) в неудовлетворительном состоянии, его реставрация потребует средств. Муниципальному бюджету проблему не осилить.

Задача № 2 — создание архитектурного проекта реновации квартала: часть улицы Почтовой от улицы Радищева до улицы Димитрова и реставрации «Дома Бесходарного» и дома № 13 по ул. Почтовой, где, по мнению краеведов, квартировал К.Малевич с семьей.

В Курске есть талантливые архитекторы. Талантливый молодой архитектор из Белгорода Филипп Киценко в прошлом году получал престижные международные награды в области архитектуры и дизайна International Property Awards и был вовлечен в дискуссии об авангарде, о Малевиче. Филипп уже сделал свои наброски «Квартала Малевича».

И на следующем этапе — разработка комплексной программы «Курские кварталы Малевича» по созданию разветвленной обслуживающей международный бренд инфраструктуры:

Интерактивный музей «МАЛЕВИЧ В КВАДРАТЕ».

Для экспозиции интерактивного музея не потребуется долго и сложно собирать аутентичные экспонаты. Современные технологии позволяют творить уникальные виртуальные экспозиции. Использование 3D-проектора создаст возможность делать яркие свето-музыкальные шоу.

Волонтерский центр.

В стране активно развивается волонтерское движение. В том числе, волонтерская работа популярна в культурной сфере. Например, в Ночь музеев очень радостно было увидеть огромный волонтерский отряд из студентов и старшеклассников в Доме-музее Достоевского в Санкт-Петербурге. Они реализовали очень креативный сценарий. Интересно проводили экскурсии. А готовились к событию несколько месяцев. Изучали материалы, слушали лекции. Какая польза для города! Здесь и образовательная, и патриотическая, и профориентационная составляющая.

Арткафе.

Картинная галерея.

Коворкинг для представителей творческих профессий.

Художественная школа или школа рисования с международной онлайн-платформой.

В этом году посчастливилось сопровождать одного из руководителей ГОСНИИРА в знаменитую Академию Штиглица. Для нас организовали подробнейшую экскурсию в музейном корпусе. Общение было столь интересным, что не завершилось, когда закончились залы. Увлеченные сотрудники (нашему гиду исполнилось не больше 25 лет) продолжали рассказывать о своих планах. Один из них — создать для деток с ограниченными возможностями экспозицию из музейных копий, которые можно потрогать, «увидеть» на ощупь. Они уже шефствуют над интернатом и пусть медленно, но упорно идут к цели сделать искусство доступным для всех.

В Курске есть художественная школа, есть частные студии по обучению рисованию. Возможно, в «Квартале Малевича» уместно реализовать проект для деток с ограниченными возможностями. И непременно организовать обучающую онлайн-платформу.

Черный квадрат невозможно понять без специальной подготовки. Нужно погрузиться в атмосферу того времени, когда ломались стереотипы, когда бушевали революции в поэзии, живописи. Курс лекций о живописи, об авангардизме, супрематизме, футуризме в онлайн-режиме может быть интересен огромному кругу людей. Я сама смогла вылезти из окопа «НЕ ПОНИМАЮ Я ЭТОТ ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» и сделать первый шаг к пониманию только после просмотра фильмов канала «Культура» и оперы «Победа над Солнцем».

Творческий клуб с площадкой для проведения фестивалей и творческих конкурсов, мастер-классов и тренингов, квестов и спектаклей.

Привязка бренда «Малевич» к региону возможна событийными мероприятиями. «Малевич» мог бы встречать курян и гостей города в аэропорту. Оформить здание аэровокзала мотивами знаменитой картины «Авиатор», обыграть изобретенное Казимиром Севериновичем слово «невесомость». И вы уже готовы идти тропой Малевича, участвовать в музыкальном фестивале или Планетарном дне художника. Или насладиться Фестивалем флоксов (любимые цветы) и приобщиться к Празднику граненого стакана (изобретен основоположником супрематизма).

Уже есть успешный пример. Фестиваль джазовой музыки «Вокруг Малевича» в юбилейный год провел Фонд «Искусство, наука и спорт» и наш знаменитый земляк Леонид Винцкевич. Первый яркий концерт-посвящение прошел весной 2019 года в костеле.

Можно замахнуться на международный Праздник черного квадрата, ведь придумал гениальный Олег Радин «Планетарный день художников».

Почему не провести Фестиваль уличной культуры «Ослиный хвост» или «Скамейка Малевича»?

Сувенирные и ремесленнические производства и лавки.

Ремесленничество, хэндмэйд — отдельная тема, которую можно наполнять созидательными проектами. Признаться, с сувенирами в Курске напряжно. Это большая ниша не только для самовыражения творческих личностей, но и для самозанятых, для субъектов малого и среднего бизнеса. Тарелки, кружки, значки, ковры, игрушки, гастрономические сувениры (почему бы не презентовать миру чай «Стрелецкая степь» и пастилу из обоянских яблок) могут радовать гостей не только на Коренской ярмарке, а круглогодично и разъезжаться во все уголки России и в зарубежные страны.

Туристические маршруты с возможностью проката аудиогидов, велосипедов.

Гостиница, кафе.

Оформленные в авангардном стиле объекты с привязкой к творчеству и жизни Малевича могут стать центром притяжения для туристов, и россиян, и иностранцев.

От проекта можно ожидать не только культурного, но и социального, экономического эффектов.

Вот такие думки-задумки. Надеюсь, благодаря вездесущности интернета найдется заинтересованный филантроп. Уверена, креативные куряне смогут расширить, развернуть проект, кому как не нам дать старт долгосрочным проектам и программам по сохранению культурного наследия в юбилейный малевичевский год. Пусть Курск связывают с именем иконы авангардизма, а не с трагедиями и скандалами. История напоследок.

— Вы откуда? — спрашивает меня попутчица, петербурженка в пятом поколении.

— Я из Курска. — отвечаю и не успеваю ничего добавить, как собеседница убивает наповал.

-А, знаю. Это на севере. Там еще подводная лодка утонула.

Ирина Мохова