В Англии и США есть такая забава – трэйнспоттинг (от англ. trainspotting). Это наблюдение за проезжающими мимо поездами. Второе значение данного слова приводить не будем – это сделал за нас Ирвин Уэлш своей книгой под русским названием «На игле».

В Японии есть целая система терминов для любителей поездов. Tori-tetsu обожают фотографировать этот вид транспорта; оto-tetsu собирают звуки вокзалов и двигателей; yomi-tetsu без ума от путеводителей; ekiben-tetsu души не чают в специальных обедах, которые подаются в поезде; shu-shu-tetsu коллекционируют вещи, связанные с железной дорогой. В общем, обозначений хватит на всех.

Примерно так выглядят обеды в японских поездах - ekiben

Но почему-то нет ни одного слова, обозначающего коллекционирование путешествий на поезде в формате видео. Именно этим и занимается Игорь Ельков. Он переехал из Донбасса в Курск в прошлом году. Причины просты: отсутствие перспектив для жизни и карьерного роста. Сейчас новоиспеченный гражданин РФ работает на мясокомбинате на должностях бухгалтера, системного администратора и экономиста.

— Я из тех людей, которые считают, что мир не заканчивается стеной соседнего дома в окне, — рассказывает Игорь. — Все, что находится в Донбассе и в соседних регионах, мной изведано уже давно. Потом когда-то набрел на официальный проект Google и РЖД «Транссибирская магистраль» — 160-часовое видео, на котором запечатлена вся дорога от Москвы до Владивостока. Тогда для меня было нереально проехать этот маршрут вживую, а тут такая возможность посмотреть всю Россию с запада на восток! Да, есть отдельные видео, которые рассказывают о Байкале, Забайкалье, Дальнем Востоке… Но полная картинка у меня сложилась только после просмотра непрерывного передвижения по стране.

По словам Игоря, у нас, по сравнению с Японией и Западом, намного сложнее заниматься подобными съемками. Если в Стране восходящего солнца издается даже специализированный журнал для фанатов железной дороги Japan Railfan Magazine, и особых препятствий к увлечениям транспортными объектами азиаты не имеют, то в России РЖД и правоохранительные органы с недоверием относятся к видеозаписи. Поэтому в нашей стране пока данное направление не развито.

— Хотя «умным головам» в РЖД можно было бы задуматься, это огромная популяризация нашей страны для внутренних и иностранных туристов, — рассуждает коллекционер, — Это возможность показать какие красивые места бывают в нашей стране. Но им не до романтики.

Japan Railfan Magazine

Для своего увлечения Игорь создал сайт — своеобразную базу накопленных им материалов. Как выяснилось, это необычное хобби разделяют многие люди, которые присылают свои записи из Казани, Петрозаводска, Иркутска, Николаева, Донецка. Канал на YouTube, который ведет Игорь, за 1,5 года собрал почти 2 млн. просмотров. Самые популярные записи — видео с поездов Японии. Снять путешествие в российской электричке, например, куда сложнее:

— После съемки видео на электричке «Белгород – Курск» пришлось пообщаться со стражами порядка. Всю дорогу дяди-контролеры заставляли меня убрать камеру, а в конце сдали полицейским. В отделе тоже помучили, даже ФСБ грозились вызвать. Но отпустили. На самом деле, снимать для себя — не запрещается. Не разрешена только съемка в коммерческих целях. Но впечатление от поездки было испорчено. После такого у любого человека пропадет охота этим заниматься.

Заветная мечта Игоря – снять Байкало-Амурскую и Амуро-Якутскую магистрали:

— Да один Северомуйский тоннель чего только стоит, — восхищается коллекционер, — Он самый длинный в России. Строился больше 20 лет. Много людей там погибло... Чертов мост рядом с ним. Муруринский перевал — наиболее высокий в России, по высоте выше Ай-Петри в Крыму. Бонусом — девственная, суровая природа, минимальное влияние человека — это редко встретишь в нынешнее время.

Сейчас видеопутешественник вплотную занялся обычными записями с авторегистраторов. В багаже «пылятся» множество интересных съемок от Агрыза до Казани, от Иркутска до Улан-Удэ по берегу Байкала. Но из-за напряженного графика у Игоря совсем нет времени даже просмотреть эти видео.

Чтобы хоть как-то мотивировать снимать живописные пейзажи в поездах, собирателю приходится покупать материалы у работников РЖД (которым, кстати, запрещено вести съемку). Цены договорные. Самая дорогая запись обошлась Игорю в 2000 рублей.

Это легкие деньги и для пассажиров, которые имеют возможность снимать из окна своего вагона. Правда, при условии, что видео в HD разрешении, не было опубликовано ранее и длится не менее часа.

Совершать виртуальные путешествия можно не только по России: коллекционер также публикует записи из Греции, Японии, Великобритании и США.