Сегодня знаменательная дата в истории страны – 60 лет со дня  первого полета человека в космос. Юрий Гагарин прославил СССР и стал символом начала освоения космоса. Среди курян пока никто не вышел на орбиту. Зато в Курске создают наноспутники с теплым именем «Танюша».

Почему выбрали именно его? Татьяна – покровительница студенчества, а аппараты конструируют студенты. Кроме того, в свое время в МГУ появился сложный и большой спутник «Татьяна». Курские поменьше, потому и «Танюша». Это, конечно, не официальное название. И космонавты его любят. Сейчас курских наноспутников в космосе — четыре. В перспективе появятся еще два.

Действительно, в Курске есть космическая деятельность. И сосредоточена она в Юго-Западном университете. Все началось более двух десятилетий назад, когда состоялся первый радиосеанс с экипажами, которые находились в космосе на борту Международной космической станции. Организовать мероприятие помог Сергей Самбуров — правнук известного ученого Константина Циолковского. Он курировал радиосвязь в ракетно-космической корпорации «Энергия». Со временем это знакомство переросло в крепкую дружбу и плодотворное сотрудничество Юго-Западного государственного университета с РКК «Энергия».

Сегодня  ЮЗГУ уже не только проводит радиосвязь, но и создает спутники. Первый любительский спутник «Кедр» был запущен 30 января 2011 года с борта Международной космической станции.

Второй спутник был выведен на орбиту 18 августа 2014. Он был создан ЮЗГУ совместно с Национальным инженерным университетом Республики Перу и «Ракетно-космической корпорации «ЭНЕРГИЯ» им. С.П. Королева».

14 июля 2017 был выведен на Земную орбиту наноспутник «Эквадор UTE-ЮЗГУ», разработанный совместно с университетом UTE (г. Кито, Эквадор).

17 августа 2017 года с борта Международной космической станции был запущен спутник «Томск-ТПУ-120». Он был создан учеными Томского политехнического университета, Юго-Западного государственного университета, Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН.

5 июля 2019 года на земную орбиту был выведен малый космический аппарат «ECUADOR-UTE». Он был сконструирован инженерами университета UTE, с учетом предыдущего опыта работы с Юго-Западным государственным университетом.

Значимым достижение вуза в развитии космической науки стало создание автономной интеллектуальной группировки малых космических аппаратов, по поручению Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва в рамках космического эксперимента «Радиоскаф».

Первые два спутника «Танюша-ЮЗГУ-1» и «Танюша-ЮЗГУ-2» были запущены 17 августа 2017 года командиром экипажа МКС-52 Фёдором Юрчихиным и космонавтом Сергеем Рязанским.

Наноспутники «Танюша-ЮЗГУ-3» и «Танюша-ЮЗГУ-4» присоединились к первым 15 августа 2018 года. Запуск был произведен путем их отталкивания во время выхода в открытый космос Сергея Прокопьева и Олега Артемьева.

В планах запуск спутников «Танюша-ЮЗГУ-5» и «Танюша-ЮЗГУ-6».

Вуз осуществляет сотрудничество с Центральноамериканским парламентом по вопросам развития космической науки в странах Центральной Америки. 16 марта 2021 года состоялась презентация первой образовательной космической программы ЮЗГУ в Центральноамериканском парламенте. Также в этом году планируется открытие Центральноамериканской космической академии в Гватемале.

Многие космонавты, которые поддерживают вуз, помогают проводить космические эксперименты и являются почётными преподавателями университета: Юрчихин Федор Николаевич, Корниенко Михаил Борисович, Артемьев Олег Германович, Волков Сергей Александрович, и, конечно же, правнук известного ученого Циолковского Константина Эдуардовича – Самбуров Сергей Николаевич, который является куратором космической деятельности.

Фотографии из открытых источников