Фото из открытых источников

Культурный детектив в Марьино…. Этот детектив без крови и стрельбы. С красками и искусствоведческими погонями за истиной.

Курянин Алексей Петрушкевич, кандидат исторических наук, эксперт культурных ценностей принял участие в съемках цикла «Неизвестная» канала «Культура».

Первая детективная история привела в Марьино. Именно во дворце князя Барятинского искусствоведов ждала разгадка, кто изображен на акварели «Неизвестная в готической беседке» английской художницы Кристины Робертсон.

Много лет посетители Ярославского художественного музея останавливались перед этой акварелью, автор которой больше известна в России, чем у себя на родине. Ее полотна украшают лучшие музеи нашей страны. В Эрмитаже хранится 13 картин. Однако кем является неизвестная красивая дама, изображенная на портрете, было загадкой и для любителей живописи, и для экскурсоводов. Это продолжалось много лет, пока за расследование не взялся специалист по атрибуции художественных произведений искусствовед Андрей Чекмарев.

Атрибуция в живописи — это установление авторства и определение имени изображаемого. Такая работа сродни работе следователя и не всегда приводит к положительным результатам. Но только не в этом случае! Имя «неизвестной» из Ярославского музея было установлено. Оно принадлежало благородной даме из «высшего света», судьба которой оказалась очень трагичной.

Эта дама – вторая супруга князя Барятинского. Красавица Мария Федоровна была любимой моделью художников и скульпторов. Известна история, когда датский скульптор-неоклассик Бертель Торвальдсен отказался отдать выполненное на заказ изваяние, а князю отправил копию. Кисти Кристины Робертсон принадлежит первый портрет времен счастливого супружества, когда Мария Федоровна дружила с императрицей и была частой гостей на светских раутах.

Именно этот портрет из усадьбы Барятинских дал подсказку искусствоведам, кто изображен в готической беседке. В 1843 году в семье Барятинских произошла трагедия, умерла старшая дочь Мария. После чего Мария Федоровна покинула свет и посвятила себя благотворительности или как выражались в то время «богоугодным делам». И художница написала портрет отрешенной женщины в паутине мрачной декорации. И спустя почти 200 лет удалось атрибутировать акварель, установить героиню. Так в усадьбе Марьино завершился культурный детектив.

Следующая серия культурного детектива на канале «Культура» будет посвящена Фальку. В ней также в качестве эксперта снялся наш земляк Алексей Петрушкевич.