Интересное событие привлекло внимание курян к  Христорождественскому  храму в селе Шатовка Фатежского района. Здесь во время капитального ремонта центрального придела  на высоте 6 метров за иконостасом, в расселине стены  обнаружен спрятанный, аккуратно сложенный документ. Описывается реакция  настоятеля  Николая Руденко: когда  развернул бумагу, просто ахнул: перед ним  письмо императора Николая I, датированное 1845 годом.

На пожелтевшем, с обгоревшим краем листе написано: «Божиею милостию Мы Николай Первый, император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая объявляем всем верным Нашим подданным:

В шестнадцатый день сего Генваря, по воле Бога Всемогущаго, любезная Племянница Наша, Великая Княгиня Елисавета Михаиловна, Супруга Владетельнаго Герцога Адольфа Нассаускаго, в следствие разрешения от бремени, скончалась во цвете лет к неутешной Родителей Ея и Нашей горести. Возвещая о таковом новом Императорскаго Дома Нашего Божием посещении, столь живо напоминающем собственную Нашу, недавнюю утрату, Мы удостоверены, что все верные Наши подданные соединят мольбы свои с Нашими об успокоении души преставльшейся…

На подлинном Собственною Императорскаго Величества рукою подписано „Николай“. Печатан в Санктпетербурге, при Правительствующем Сенате, а с онаго при Святейшем Синоде, Генваря 25 дня 1845 года».

Мы попросили прокомментировать находку Алексея Петрушкевича, кандидата исторических наук, заместителя директора Государственного научно-исследовательского института реставрации:

— Это не письмо, а официальное объявление, которое наряду с указами рассылались по городам. Такие традиционно зачитывали  народу  в церквях. Находка, бесспорно интересная, и неплохо, в целом, сохранившаяся, учитывая условия, в которых была. Бумага материал ранимый.

Мы спросили мнение и у главного хранителя Курского краеведческого музея Елены Алферовой:

— Это типографский текст, тиражировались такие известия императорского дома в большом количестве. Трудно сказать ,почему листок спрятали. Не думаю, что за такой типографский листок могли преследовать.  К сожалению, не известно никакой конкретной связи фигурантов письма с фатежской землёй. То, что такой листок сохранился в храме объясняется тем, что его направляли в церкви для поминовения в службах.

Данная находка – находка и в прямом и переносном смысле.  Она привлечет внимание к одному из самых древних храмов в Фатеже  и стариннейшему  в Курской епархии.

Из исторической справки на сайте храма:

Храм построен в 1763/1765 годах помещиком с. Хотемль, потомственным дворянином Петром Тимофеевичем Долгинцевым. Каменный с двухэтажной колокольней, он первоначально имел два Престола: в честь Рождества Христова и в память святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. К 1917 году добавился еще один Престол — в честь преподобного Иоанна Рыльского.

Местными землевладельцами новообразованному приходу были пожертвованы 415 десятин земли, которые в XIX веке заменили 47 десятинами пожалованной казенной, подвергнув, тем самым, храм Рождества феодальной секуляризации. Церковная земля была выделена для наделов государственным крестьянам села, которых в границах прихода проживало немало. К приходу Христорождественского храма относились жители одиннадцати населенных пунктов, общее количество населения на протяжении всей истории села превышало три тысячи человек. В 1828 году проживали 3031 хотемльчанин (1520 мужчин и 1511 женщин), в 1915 году-3839 человек (1892 и 1947) в 384 дворах. Из-за большого количества населения неоднократно менялся количественный состав церковного причта: первоначально в храме служили два священника, диакон и два дьячка; в первой половине XIX века храм получает статус одноприходского (по одному: священник, диакон и пономарь); к моменту отмены крепостного права клир увеличивается до семи человек: настоятель и клирик, диакон, два дьячка и два псаломщика; к концу 19 столетия Христорождественский храм вновь обретает статус одноприходского.

Первым священником храма и настоятелем прихода стал о. Фирс Филиппович Амелин. Помогал о. Федору иерей Кондратий Федорович Шумилин. Оба священника положили начало священническим династиям села.

В 1920 году большевиками было составлено описание Христорождественского храма с. Хотемль: «Иконостас трехъярусный со вставными иконами, ограда каменная, ворота крытые железом с железными дверями. Церковная сторожка каменная, крытая железом. Церковно-приходская школа, переданная в ведение Министерства Просвещения, деревянная, крыта железом. Имеется досчатый сарай для склада. Катичка в стене ограды иконно-книжная досчатая, крытая железом.В храме три деревянных Престола, 3 Жертвенника, 5 Евангелий с медными крышками, серебряная Чаша с прибором, 4 напрестольных Креста (один — серебряный), 3 Креста деревянные живописные, серебряная Дарохранительница и другие атрибуты православного Богослужения. Кроме того, в храме имелись 59 живописных икон на цинке, 9 икон в ризах на дереве, 4 иконы в киотах под стеклом, 2 деревянные иконы в киотах без стекла, 32 деревянные иконы, 3 медных паникадила, 3 запрестольные подсвечника, 15 медных лампад, 3 мелких подсвечника, 16 больших подсвечников, 8 деревянных аналоев».