Автостоп – не только отличный способ сэкономить на путешествии. Это еще и фантастические приключения наряду с бесценным жизненным опытом.

В свое время американский битник Джек Керуак написал уникальное произведение «На дороге», иллюстрирующее авантюризм и отчаянность автостопщиков. Хотя книге уже больше полувека, да и действие происходит в США и Мексике, всё-таки главная мысль, заложенная в ней, остается вечной. Познать новое, найти смысл жизни и просто как следует повеселиться.

Джеком Керуаком нашего времени, возможно, стоит назвать Артёма Руденока из Железногорска. Конечно, в отличие от американского писателя, он не объездил все штаты, зато «намотал» около 70 000 км на колесах. Самой крупной авантюрой Артёма стала поездка в Стамбул. Хотя начинал он с путешествий на небольшие расстояния. Первое – из Железногорска во Льгов:

«Мне было почти 15, когда встречался с девчонкой, которая на каникулы уехала к бабушке во Льгов. Предложила приехать к ней. Я читал об автостопе, решил попробовать. Не было сомнений, что доберусь быстро. Но, увы, ошибся. Несмотря на небольшое расстояние, проехал я часов 5. Меня подвозили простые работяги. И даже цыгане. Их было человек 6 в одной легковой машине, я сидел у кого-то на коленках. Просто жесть! Дорога показалась мне очень тяжелой, поэтому назад я поехал на электричке. Естественно, «зайцем». А последние километров 30 – автостопом. Родители, конечно, были недовольны моей выходкой…

Юг

Уже спустя годы я решил отправиться отдыхать на юг, в Грузию. Это было удобно, потому что для въезда в эту страну мне понадобился всего лишь загранпаспорт, без визы. Грузия поразила меня. Тбилиси входит в десятку самых безопасных столиц мира, и это действительно так. Люди там настолько доверяют друг другу, что даже не закрывают машины и оставляют открытыми окна. Но автостопом в Грузии тяжело ездить. Не потому что редко подбирают. Просто каждый второй водитель считает своим долгом затащить тебя к себе в гости, налить чачу, угостить шашлыком. И это стандартное гостеприимство. Их культура не позволяет от этого отказаться. Отказ будет воспринят как личное оскорбление…

Затем меня подобрал парень, который ехал на биеннале знаменитых художников Грузии. Мероприятие проходило в историческом здании за городом. Конечно же, я поехал туда. Там же я узнал, как выпивать по-грузински. Принято, чтобы стопки всегда были налиты. В русской культуре наоборот – нужно всегда опрокидывать рюмку в себя как можно быстрее. Из-за этого у меня возникли определенные проблемы с трезвостью. Очнувшись на чердаке с холстами и красками, я решил, что пора отправиться дальше. Выбрал курс на Батуми. Это очень красивый исторический город. Взял велосипед на прокат и объездил улочки. А затем решил поставить палатку неподалеку. У меня была хорошая камера, но я ее потерял. Поэтому, к сожалению, фотографий с того путешествия практически нет. Сел к дальнобойщику, и в процессе разговора выяснил, что для въезда в Турцию виза также не нужна. Само собой, я решил пересечь границу. Ночью уже был в Турции.

Автостопом по Турции

Машин практически не было. Удалось тормознуть фуру, водитель которой оказался украинцем, и с удовольствием подобрал меня. Мы проехали примерно 600 километров по Восточному побережью до Стамбула. Я предпочел именно этот город всяким Антальям, ведь это как-никак Константинополь, сама история!

Когда вам говорят, что турки знают все европейские языки, не верьте. Они могут изъясняться на иностранном только в туристических местах. В больших промышленных городах не говорят даже по-английски! Поэтому мне пришлось на ходу учить турецкий язык, какие-то базовые фразы вроде «да», «нет», «быстро», «друг», «ехать». Повезло, что попались какие-то турки, которые знали ломанный английский и объяснили мне пару фраз. Вместе мы добрались до Стамбула.

На мгновение показалось, что я в Санкт-Петербурге. Только если в нашей Северной столице всё в серо-зеленых тонах, то в Стамбуле – жёлтое и песчаное. Я сидел на берегу пролива, ел черешню и чувствовал себя счастливым. На обратном пути мне встречались разные стопщики из Европы. Например, австриец, которого очень пугал языковой барьер между ним и турками. Он дрожал от страха, что застрянет здесь навсегда. Я помог ему добраться до Трабзона, куда он держал путь.

Там меня подобрал какой-то парень на спортбайке, который ехал со скоростью километров 200 в час. Потом предложил мне выкурить косяк. Я отказался, а байкер с удовольствием посмаковал самокрутку. По запаху казалось, что это была какая-то химия. Мы тронулись дальше, и уже через какое-то время я понял — мотоцикл просто не управляется! На просьбы остановить парень не реагировал никак. Мне пришлось давить на тормоза за него, дотягиваясь руками. Я сошёл, а байкер поехал дальше. Не знаю, какова его дальнейшая судьба. Но, думаю, в таком состоянии он часто катается.

Поехал обратно в Грузию. Там решил остановиться где-нибудь с палаткой снова в Батуми. Спросил у местного где можно стать. Он ответил, что на городском пляже, где я и обосновался. Проснувшись утром, увидел вокруг много отдыхающих, но меня никак не беспокоили и не донимали вопросами. Чудесная страна!..

Еще познакомился там с уличными музыкантами, которым представился отличным аскером. Они дали мне шапку и я собирал деньги у прохожих за их выступления. Это длилось дня три. Ночевал в хостеле.
Вся эта поездка отняла примерно 2 недели. В Турции пробыл дня 4, потому что вписался у какого-то турка. И этот эпизод я слабовато помню… Потратил 10-12 тысяч рублей.

Водители

Я готов разделить водителей на три категории. Те, которые молчат и ждут, что ты будешь что-то рассказывать; те, которые наоборот не умолкают. И идеальные, — которые молчат и не требуют от тебя рассказов. А еще лучше, если говорят: «Можешь поспать, если хочешь». Вообще люди, которые подбирают стопщиков, ни в коем случае не могут быть плохими или делать это со злым умыслом. Они знают, что взять с нас нечего. Иногда попадаются категории паникеров, которые, подобрав, начинают навязывать свои взгляды. Чаще всего, они строятся на утверждениях «ездишь автостопом, значит, бездельник и лентяй, иди зарабатывай, семью заведи». Когда отвечаю, что являюсь военнослужащим национальной гвардии, как правило, поток нравоучений иссякает. Хотя верят только тогда, когда показываю свой военный билет.

Также водители чаще всего относятся к стопщику как к бомжу. Согласен, такое путешествие могут позволить себе только самые неплатежеспособные слои населения. Я и сам раньше не хотел тратить деньги, которых и так практически не было, на билеты. Но сейчас стопить мне нравится из принципа. Я действительно ловлю кайф от такой поездки. Не вижу смысла в том, чтобы, затарившись курицей-гриль, варёными яйцами и огурцами, уныло тащиться в поезде. Это, конечно, комфортно, но не для меня.
Попадаются разные колоритные персонажи. В этом году я возвращался из Урала. Удалось поймать под Самарой микроавтобус, который ехал аж до Курска. Примерно за 10 часов мы доехали до пункта назначения. Товарищ был лысым, в татуировках. Когда из колонок зазвучали AC/DC, я понял, что попал удачно. У нас оказалось много общих тем.

Бытует мнение, что богатые люди сами по себе не очень хорошие. Чем больше денег, тем хуже характер. Я сейчас имею в виду тех, кто ездит на крутых легковых автомобилях. Как раз дорогие машины чаще всего и останавливаются подбросить стопщиков. Владельцы дешевых авто больше других боятся либо за себя, либо за меня. Считают, что я их ограблю или когда-нибудь кто-то ограбит меня. Обеспеченные граждане более расслаблены и доброжелательны. Возможно, им просто нечего бояться. Или наоборот – в силу их характера они заработали себе эти блага.
Дальнобойщики – отдельный вид людей. Это, как правило, небритые люди, суровые, ездят в прокуренной фуре. За всю жизнь встречал лишь двух дальнобойщиков, которые не закуривали при мне. С ними можно говорить о чем угодно. Это, конечно, не интеллектуальная профессия, но почему-то они достаточно интересны и обладают широким кругозором. Может быть, в силу того, что видят очень многое на дорогах.

Тяжелее всего стопить в Краснодарском крае. Там никто не подбирает. И я не понимаю, почему. А за Уралом – намного проще ездить. Не считая Челябинска. Я думаю, это не Россия и даже не Земля. Это какая-то отдельная постапокалиптическая промышленная страна.

Однажды вместе с подругой решили покататься на сноубордах в Сочи. Доехали до Белгорода и начали там голосовать, в надежде добраться до Богучара. Была зима, ночь, крепкий мороз. Тормозят двое парней, один из которых был очень пьян. Они повезли нас в какую-то глухую темную деревню, спрашивая, умею ли я водить. Я ждал чего угодно, поэтому держал наготове свой электрошокер. Вскоре тот, который был трезвее, вышел. Пьяный протянул мне ключи от машины, сообщив, что теперь моя очередь управлять автомобилем «до того места, куда надо». В недоумении, я ответил, что до Богучар 400 километров, на что мне ответили: «Ну, сейчас заправимся и поедем». Печка совершенно не работала. Но мы всё равно поехали сквозь метель по гололеду. В какой-то момент фары начали светить тускло, пришлось сбавить скорость. Вот это действительно выдающееся путешествие.

Багаж

Раньше брал с собой спальный мешок и палатку, которая весила 2 кг. Сейчас отказался от этой идеи. Беру, только если отправляюсь в дикую природу или на море. Чтобы остановиться где-то — пользуюсь каучсёрфингом. Это невероятно полезная вещь. В интернете можно найти ночлег где угодно. От гостиниц лучше отказаться, если есть ограничение в финансах. Стоит предпочесть таким заведениям хостелы. Это по-настоящему удобно. Да и в целом, можно спать по очереди в машине, если место позволяет.

К выбору напарника тоже стоит подходить внимательно. В этом году я отправился на Урал со своим сослуживцем, и после этого зарекся с неопытными людьми не ездить. Несмотря на то, что компанию мне составлял парень, присматривать за ним приходилось как за девушкой. Он был очень инертным, на мой взгляд. Мы бы так и застряли на трассе, если бы я не проявлял инициативу: нагло стучался в окна водителям. Хорошо, что нам попались две фуры одного супермаркета, которые согласились нас подбросить. С девушкой ездить удобнее, потому что машины останавливаются чаще. Женщина вызывает больше доверия: водитель видит, что это не какие-то подозрительные мужики, которые едут в соседнее село за водкой. Но, в то же время, нужно постоянно заботиться о ней. Приходится тщательно продумывать детали и выбирать вписку из соображений безопасности, а не потому что ты считаешь себя бессмертным. Одному можно проехать очень быстро и много, не думать о чьем-то комфорте и вкусах.

Что касается гигиены, то зубы, например, можно и на заправке почистить. А принять душ — на вписке или в хостеле. Пару раз приходилось купаться в речке. Дальнобойщики могут побрызгать из так называемого «кёрхера» (уборочная техника). Водители сами так моются. На самом деле, нет ничего невозможного.

В среднем любая поездка обходится в 5-6 тысяч рублей на неделю. Зависит, конечно, от расстояния, но бывает, что тратится и меньше.

Не знаю, куда меня занесет в будущем. Пока я служу по контракту в армии. А в идеале хотелось бы, по окончании службы, махнуть в Таиланд».

comments powered by HyperComments