Истории

«Боль» Степана Казарьяна: о музыке и о личном

wp-mediacity

28 авг в 09:53

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

19 августа Степан Казарьян, создатель фестиваля независимой музыки «Боль», посетил Курск и отыграл диджей-сет на вечеринке «Странные танцы». Мы решили поговорить с ним о тонкостях его работы, о сотрудничестве с «Пошлой Молли», а заодно узнали, чего ждать от «Боли 2018».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Андеграундная музыка в России: как обстоят дела и куда всё движется?

Андеграунд движется к финансовой независимости. Антоха МС, например, сейчас весьма успешный исполнитель. Хаски. Их в этом году позвали на «Пикник Афиши». Но здесь надо понимать, что это не означает переход на другой уровень в финансовом плане. Я не берусь утверждать, но, на мой взгляд, «Пикник Афиши» расплачивается с андеграундными музыкантами определенным статусом, а не деньгами.

Например, есть PR-агентства, которые не слишком хотят вникать в подробности происходящего на отечественной музыкальной сцене. Когда от крупной компании поступает запрос на корпоратив для молодёжной аудитории, то эти ребята просто открывают лайн-ап «Пикника Афиши» прошлого года, максимум – двух последних лет, вычёркивают все иностранные группы, вычёркивают очевидных российских хедлайнеров типа Дельфина и «Ленинграда», смотрят на тех, кто остался, и говорят себе: «Вот это модно!». В итоге группа, попавшая в этот список, может получить в течение года несколько интересных коммерческих предложений.[/vc_column_text][vc_single_image image=»1660″ img_size=»full» alignment=»center» css_animation=»fadeInUp»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Судя по тому, насколько численно выросла аудитория «Боли», можно ли считать, что фестиваль вышел из «музыкального подполья»?

Пока нельзя сказать, что мы вышли из андеграунда, у нас подход не совсем «крупнофестивальный». Мы просто разросшийся маленький монстр, а не хорошо продуманный коммерческий фестиваль. Мы растём, да. Ведь Primavera (Primavera Sound – музыкальный фестиваль в Барселоне; по данным за 2016 год собрал около 175 тысяч зрителей – здесь и далее – прим. автора) тоже когда-то маленькая была. И фестиваль OFF (крупнейший альтернативный фестиваль, проводится с 2006 года) в Польше разросся потихонечку.

Принципы наши примерно такие же. Если сравнить нас с фестивалем «Ласточка», там тоже была аудитория 5000 человек. Но это совершенно иное, с другими бюджетами. Я не готов судить, насколько точно, но в разы больше. И цена билета дороже. Там совершенно другие спонсорские деньги. Не важно, сколько у тебя людей, важно, какие у тебя люди.

В этом году нас оценивают по результатам предыдущих двух лет. Это стереотип: аудитория 16-20 лет, мидл-класс или вообще беднота. И это действительно так. Правда заключается в том, что в прошлом году было 3,5 тысячи человек, 2 фуд-корта, и ни в одном не было очереди. Фуд-корт, который заработал больше всего, сделал выручку 110 тысяч. Это вообще ничто. А в этом году уже что-то изменилось: было 8 фуд-кортов, в каждом очереди, и каждый продал в 2-3 раза больше. Значит, в следующем году нас уже будут оценивать по этим результатам.

Понятно, что нам нужны спонсоры. Они, к сожалению, почти не дают денег. Но то, что дают, мы с удовольствием готовы взять. А это совершенно не те масштабы, потому что наша прошлогодняя аудитория считается неплатёжеспособной. В этом году пришла другая публика, потому что появился новый хайп. И это, в том числе, люди, которые гораздо старше. На следующий год нас будут расценивать уже несколько иначе, и это будет, безусловно, шаг вперёд — к выходу из андеграунда.

Выйти из андеграунда – это обязанность каждой группы. Любой автор создаёт музыку для кого-то, а не только для себя. Андеграунд – это хорошая почва, где ты в безопасности всё создаёшь, тебя там никто не трогает, ни в чём не обвиняет, никак не оценивает – эдакая лаборатория. Потом ты это доносишь, но это не мешает тебе оставаться независимым. Поэтому мы всегда пишем про «Боль» – «фестиваль независимой музыки», а не «андеграундной». Ну, или «андеграундной независимой», потому что кто-то в андеграунде, а кто-то уже нет.[/vc_column_text][vc_single_image image=»1664″ img_size=»full» alignment=»center» css_animation=»fadeInUp»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

А что такое андеграунд в понимании организаторов фестиваля «Боль»?

Андеграунд вообще понятие очень относительное. Пахом, например, по крайней мере, сейчас, уже точно не андеграунд. С того самого момента, как пошёл на телевидение. При этом он одной ногой как бы стоит и там, и там, но его «андеграунд» дорогого стоит. Немаленьких денег.

Я считаю, что как только тебя освещают в СМИ, которые читают больше 100 тысяч человек с инвесторами и рекламными площадями, ты уже не очень андеграундный. И в этом ничего плохого нет. Это не мешает тебе оставаться независимым артистом.

Например, группа «Пасош» сейчас в промежуточном состоянии. А группа SHORTPARIS – это уже какая-то арт-богема. Сегодня – завтра они будут выступать в галерее «Гараж». И мне они нравятся. Это офигенная музыка, это обалденное шоу. Но если ты выступаешь в галерее «Гараж», – это уже не андеграунд. А прийти на это шоу могут всего 100 человек.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Как подбираются участники фестиваля и как молодой группе обратить на себя внимание промоутеров?

Чтобы продвинуться, любой группе нужен хит или уникальное звучание. Например, у группы SHORTPARIS нет хитов как таковых, но есть некое классное звучание. А у группы «Пасош» есть хиты. А ещё у кого-то нет ничего, кроме имиджа.

Чтобы попасть на «Боль», надо быть хоть сколько-нибудь интересными и уникальными. И никто не говорит, что нельзя играть пост-панк, потому что это уже все сыграли. Просто нужно иметь какую-то свою музыкальную фишечку.

По большому счёту группе надо просто быть. И рано или поздно мы её заметим. Вот, например, в этом году мы позвали группу Honeyfrequency из Магнитогорска, которые вообще никому не известны. Причём, мне даже пришлось их немножко поуговаривать. На тот момент, когда мы их позвали, в их паблике ВКонтакте было 132 подписчика. . Интересно, дало ли им что-то выступление…(на момент выхода этой статьи у группы было уже 186 подписчиков)

У меня есть прекрасный пример того, как фестиваль реально что-то даёт. Я весь год делал концерты репера Арчанги, но посещаемость была плохой. Вроде как был интерес, а людей не было. И перед фестивалем, когда устраивали голосование и спрашивали, кого больше всего ждут, его, беднягу, как будто никто и не ждал. А вот после фестиваля у него всё пошло вверх. И во всех видео он есть, и всем запомнился. Поэтому у меня полное ощущение, что этот фестиваль даст ему определённый рывок.[/vc_column_text][vc_single_image image=»1657″ img_size=»full» alignment=»center» css_animation=»fadeInUp»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Как на независимом андеграундном фестивале появился попсовый проект «Пошлая Молли»?

Когда я букировал группу «Пошлая Молли», она была в андеграунде. А когда они вышли на сцену, я понял, что в андеграунде я, а они – уже явно нет. Мне кажется, что Бледный (Кирилл, вокалист группы «Пошлая Молли») – очень даже талантливый. А позвал я их, когда они только появились. Это было в феврале. Они показались мне интересными. Ну, и мне очень хотелось позвать группу из Украины. Чтобы не разрывать единое культурное пространство. Ничего лучше, к сожалению, на тот момент там не нашлось. Это уже потом я узнал о певице DaKooka и позвал её.

Я понятия не имел, во что история с «Пошлой Молли» превратится за это время. Я даже предлагал им отказаться, поскольку они такой ажиотаж вокруг себя собрали в очень короткие сроки, и, возможно, мы уже не их уровень. Но группа не отказалась от предложения, им были важны не столько деньги, сколько статус, который даёт выступление на фестивале «Боль». А нам всем было интересно посмотреть на шоу такой хайповой группы. Оно выглядело довольно эпохально.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Прозопагнозия: что это такое и как с ней справляется успешный московский промоутер?

Два года назад в журнале «Афиша» Степан подробно рассказал о редком синдроме, от которого он страдает с рождения. Прозопагнозия – нарушение функций головного мозга, из-за которого человек не способен запоминать лица. Классический случай наглядно описан в книге Оливера Сакса «Человек, который спутал свою жену со шляпой». Но это не популярная литература, поэтому для большинства обывателей такой диагноз звучит странно и неубедительно. Безусловно, благодаря публикации в «Афише» к Степану стали относиться с чуть большим пониманием, но в России по-прежнему очень слабо освещена проблема прозопагнозии, и обладателям этого диагноза живётся непросто.

[/vc_column_text][vc_column_text]Мне сложно узнавать людей. В прошлом году я зашёл в Питере в бар, и бармен сказал мне: «Привет, я Даня, барабанщик группы Sonic Death». И мы разговорились, он признался, что всё это время считал меня заносчивым типом. Ведь он третий год выступает на моём фестивале, а на других мероприятиях я прохожу мимо и не здороваюсь.

И так у меня со всеми. И люди не могут осознать и понять это. Практически все обижаются на меня. Сегодня таких стало чуть меньше, но всё равно это происходит. А больше всего поражает то, что даже самые близкие друзья, которым я подробно объяснял, что со мной, показывал документальные фильмы и прочие доказательства, всё равно до конца не верили. Пока об этом не написал журнал «Афиша». Около 2,5% людей на Земле страдает прозопагнозией, то есть, по идее, они встречаются многим каждый день. Но проблема этих людей в том, что они сами не знают, что с ними. Они понимают, что с ними что-то не так, но не обращаются за помощью.

«Мне сложно запоминать лица, а не людей в целом. Как люди выглядят, я очень хорошо запоминаю. Особенно прически, формы. А лица я вижу, просто не могу запомнить. Брэд Питт тоже этим страдает. Я да он. И ещё вокалист группы The Soft Moon». 

У меня всё время паранойя по поводу того, что где-то рядом будут знакомые, а я этого не пойму. Или что рядом будут враги, а я их не вычислю. Я всё время домысливаю логически: какие особые признаки есть у человека, с которым мне сейчас надо встретиться – рост, цвет волос, прическа, одежда. Но, естественно, я всегда жду ответной реакции от человека, чтобы он шёл ко мне навстречу. Но часто этого не случается, и я ошибаюсь, здороваюсь не с теми. И эта проблема актуальна не только в России, но и в большинстве европейских стран, где я был. Единственное, где люди более-менее просвещены на этот счёт – это Америка. Потому что этот невролог, Оливер Сакс, очень популярен у них там, и понятие «face blindness» («неузнавание лиц») очень хорошо растиражировано, люди вроде как понимают, что это такое.

А если говорить о Европе: вокалиста американской группы The Soft Moon, Луиса Васкеса все европейские букеры, промоутеры и другие музыканты считают заносчивым, зазнавшимся. И я по себе знаю, каково ему с этим жить. Я семь лет в курсе, что со мной, а он только от меня узнал о прозопагнозии, пару лет назад. Мы познакомились случайно, я сразу понял, что с ним, и объяснил ему. Теперь мы друзья, ведь ни я, ни он больше не знакомы с кем-то, у кого те же проблемы, кто нас действительно понимает.

Но больше всего меня беспокоит не это. У меня ещё дисграфия (очень медленно читаю) и дислексия (делаю много ошибок). Всё это очень мешает в жизни, затрудняет деловую переписку. Меня реально смущает то, что я читаю книжки годами. Есть аудиокниги – это очень выручает. Многие при общении со мной считают, что я такой начитанный, а я за всю жизнь прочёл гораздо меньше книг, чем они могут представить. Например, я так и не осилил «Войну и мир».[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

«Боль 2018»: чего ждать от фестиваля в следующем году?

Наверное, позовём The Soft Moon. Попытаемся привести ещё кого-нибудь иностранного, например, Death Grips, которых все так хотят. Если, конечно, они будут ещё существовать. А вообще это не так просто – пригласить группу. Во-первых, никто никогда не подозревает, сколько это может стоить. А во-вторых, бывает ведь такое, что ты зовёшь, а группа не хочет. Иногда просто потому, что не любит Россию. Такого давно не случалось, но чисто гипотетически это всегда возможно.

Бывают группы, которые сначала соглашаются, а потом отказываются, потому что им сделали предложение получше. Или потому, что у них поменялись планы. Или Molly Nilsson – вроде хотела сначала принять участие в нашем фестивале, а потом поняла, что до конца года вообще выступать не будет. Но сказала, что в следующем году приедет обязательно.

Российских исполнителей мы стараемся чередовать. Возможно, в следующем году у нас выступит кто-то, кто был на «Боли 2016». Это было бы логично. Glintshake, например. В этом году я специально не поставил группу «Спасибо». Они очень расстроились, но потом всё поняли. На предыдущем фестивале у них было потрясающее выступление, а в этом году его быть не могло, потому что не выходил новый альбом. А вот в 2018-м они выпустят свежую пластинку, и можно рассчитывать на крутое шоу.

Всегда хочется чего-то нового. Я в ожидании каких-то свежих интересных реперов. Хотя их и в этом году было уже прилично, и даже пост-панка уже почти не осталось. Мы всё время в поисках каких-то новых странных людей. Хочется больше экспериментальной музыки. Мы её постепенно будем внедрять. Но обязательно в связке с чем-то более весёлым. Стараемся разнообразить музыкальный формат, чтобы не было скучно, чтобы не делать каждый год одно и то же.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]О Курске:
«Воздух не задымлён, автотранспорта на дорогах мало. Всюду парковки для велосипедов, по меркам других крупных российских городов в Курске экология на высоте. Есть платные парковки для машин, и это хорошо. Вполне себе хипстерский город».

О популярности современных независимых групп:
«Есть группа «Буерак» и есть группа «Пасош». И есть «Пошлая Молли». Они хиты фигачат, и популярность прёт. И это здорово. Но что касается «Буерака» и «Пошлой Молли», если они никак над собой не эволюционируют, есть очень большая вероятность, что через два года все о них забудут. А вот группа «Пасош» поступательно движется, развивается. Я уже слышал кое-какие треки с их нового альбома, и это уже гораздо более зрелая музыка. И это может как вывести их на новый уровень, так и разочаровать поклонников их старых хитов. А может подарить новых поклонников. Может случиться всё что угодно».

О том, как стать успешным промоутером:
«Начинать надо с самого маленького, находящегося у тебя под рукой, желательно, у тебя в городе. Потому что нужно на чём-то тренироваться. Рисковать лучше сначала очень маленькими средствами и на этом учиться. Потом цифры увеличиваются, к ним пририсовываются нули, а ты уже понимаешь примерную математику. К сожалению, у нас этого нигде не преподают. По моему опыту, самые лучшие промоутеры – это люди, которые в обычной своей жизни бухгалтеры или аудиторы. Аудиторы особенно. Это люди, которые всё отлично просчитывают».

 

Автор: Ксения Маштакова

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Читайте также

9 авг в 21:04

Курский характер: как молодые куряне хранят историческую память?

С 6 по 11 августа в детском оздоровительном лагере «Заря» (Кореневский район) проходит региональный форум «Курский характер». Наверное, вы уже слышали о нём в разрезе I конкурса Фонда президентских грантов, где проект получил поддержку в более чем 2,5 млн. рублей. Мы решили узнать подробнее, что такое «курский характер» по мнению организаторов и как ищут участники форума. Проект получил поддержку на многих уровнях: в числе официальных партнёров форума значатся: […]

27 июл в 21:47

«Комсоргу» — 60! Чем он стал для комсоргов и шефов?

27 июля Областная школа молодёжных лидеров «Комсорг» отметила 60-летний юбилей. С 18 по 30 июля на базе спортивно-оздоровительного центра имени Валентины Терешковой проходит тематическая смена «6:0». Мы решили спросить у тех, кто видел «Комсорг» уже зрелым и даже совсем юным — что для них областная школа молодёжных лидеров. Комментарии собеседников мы приводим полностью, чтобы сохранить и передать удивительную экспрессию, […]

23 июл в 22:00

Всемирный день мозга: психолог из Курска объясняет, почему это важно

В рубрике «Люди» мы публикуем не только интервью, но и колонки наших спикеров. Ранее вы могли познакомиться с Екатериной Афонасовой, психологом из Курска. Еженедельно она будет рассказывать о важных датах в сфере психологии и познания личности. Например, 22 июля мир отмечал Всемирный день мозга. День мозга был учреждён Всемирной Федерацией неврологии для того, чтобы каждый […]

21 июл в 16:21

Курский след Казанской иконы Божией матери

Казань удивляет количеством православных храмов. Ожидаешь увидеть мечети, а приезжаешь и поражаешься красоте и сохранности соборов, церквушек, часовен. Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил собор Казанской иконы Божией Матери, работы над воссозданием которого на месте обретения иконы в Казани велись с 2016 года. В мае этого года собор уже поражал величием и красотой, […]