Люди

Саяны – это не только горы. Причём здесь Курск и ткачество?

wp-mediacity

14 июл в 22:37

В рамках нашей рубрики «ретро» исследуем национальный костюм, быт и этническую принадлежность некоторых курян. Благодарим нашего #эксперта Наталью Андреевну Федотову, автора научных статей (например, на портале «Курск дореволюционный»), кандидата исторических наук, заведующую музеем истории развития образования в Курской области Курского института развития образования.

Вспомним бессмертного академика Лихачёва, который говорил «чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память». Вспомним, чтобы понять, что мы ничего не знаем об истории территории, которую привыкли называть Курской областью, несмотря на многочисленные музеи, выставки и лекции. И попробуем разобраться, чем занимались наши предки и что до сих пор хранит их культуру.

Центральную Россию исследовали десятки историков, этнографов и бытоописателей. До нас дошли не все свидетельства и описания жизни курян, но те из них, что существуют, дают пищу для размышлений. Во-первых, вплоть до конца XIX века на территории губернии господствовало натуральное хозяйство. Крестьяне обрабатывали сельскохозяйственные культуры и с помощью побочных продуктов делали свой быт более комфортным. Так, исследователь А.М. Анфимов в работе «Крестьянское хозяйство европейской России 1881-1904 гг.» отмечал, что популярной технической культурой была конопля. И если сейчас только за её упоминание в социальных сетях вы можете получить до 8 лет лишения свободы, то тогда замашка (кудель и посконь, побочный продукт) использовались для создания тканей в домашних условиях. Использовать её перестали только после практически полного перехода на ситцевые ткани. До этого «женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лен, посконь, шерсть, ткут холсты и сукно для своего употребления и на продажу», что является способом обеспечить свою семью одеждой и получить хоть какие-то средства от продажи изделий ручной работы.

Почему эта информация важна при исследовании промыслов на территории современной Курской области? Потому что практически во всех её регионах бытовали промыслы, связанные с плетением и ткачеством. А именно следующие:

– создание тканей и изделий из ткани (костюмов, рушников, полотен и т.д.);

– вышивание по ткани;

– вязание;

– плетение кружева;

– ковроткачество.

Часто промысел нельзя было определить однозначно, но он содержал в себе элементы ткачества и плетения. Кроме того, во многих современных муниципальных районах занимались плетением из природных материалов: из пеньки, из ветвей различных деревьев плели лапти, туесы, корзины и другие изделия. Этот промысел живет до сих пор. Так же, как ткачество и плетение. Правда, знакомство с ним больше напоминает аттракцион, потому что производство чётко локализовано и реализуется на базе ремесленных домов или центров народного творчества. Кстати, сохранением такого наследия занимается Курский областной дом народного творчества. Мастеров и их изделия можно найти в филиалах ОДНТ. Дом народного творчества заботливо подготовил их список с адресами на своём сайте. Посетите, если решите отправиться в фольклорную экспедицию.

Мастера и изделия из одного из филиалов ОДНТ

Но вернёмся к древним промыслам. В каждом современном районе изготавливали «курский костюм» – ныне востребованный этно-бренд с использованием технологий аппликации и вышивки. Все ткани для костюмов также изготавливались вручную.

Обязательные элементы курского костюма: две рубахи – верхняя, расшитая и нательная, сарафан поверх рубах, а сверху него – панёва или фартук. Кроме этого, «курский костюм» предусматривал кичку или кокошник (традиционные головные уборы), а также вышитый пояс. Естественно, речь идёт о женском костюме. Мужчины-куряне обходились вышитой рубахой, портами и штанами, носить которые предписывалось по выходным и праздникам. Пояс на застёжках дополнял образ и обозначал идентичность курян разных полов с помощью элементов костюма. Носить рубаху можно было как навыпуск, так и под поясом. «Нарядная» рубаха дополнялась бисером, блёстками или вышивкой нитями. Важно понимать, что в каждом районе (уезде) при создании и оформлении национальных нарядов имелись свои локальные особенности. Не будем в них углубляться в рамках статьи, но если вдруг вам стало интересно, советуем почитать исследование Натальи Андреевны «Особенности традиционного костюма Курской губернии».

Почему важна связь курского костюма и курских промыслов? Потому что губерния была приграничной, что обусловило её этническое разнообразие. «Чересполосное» население составляли, в основном, украинцы из различных регионов, локализовавшиеся в семи уездах губернии: Путивльском, Рыльском, Суджанском, Грайворонском, Белгородском, Корочанском и Новооскольском. Изготовлением одежды при этом занимались и белорусы, и «великороссы», и «малороссы», и неопределившиеся европейцы, и евреи (простите этнографам XIX века эту нетолерантность), и даже представители «турецко-татарских» народов. А значит, художественный вкус и национальные традиции каждого из них оказывали своё влияние на вид одежды курян в различные временные промежутки.

Как развлечение будет восприниматься сейчас лингвистическая сегментация, по которой также можно судить и о локализации костюма. Так, на территории губернии жили «евуны» (то есть те, кто менял «г» на «в». Например «каво», «ево», «таво» и т.д.), «егуны» («евуны» наоборот), «цуканы» – и все из них обладают особенностями «дизайна» костюма.

Отдельный интерес представляют «саяны» – этнос, проживавший на территории Курской губернии. Почему они так называются, знают очень немногие. Например, старожил одного из сёл Н. Смородная упоминает помещика с похожей фамилией, по которому и стали называться жители «подведомственных» территорий. Существует версия, что саян ссылали русские цари за их свободолюбие. Но детального исследования по этому поводу нет. Поэтому романтизируйте происхождение этой группы в рамках своей фантазии.

Важно, что из-за поселенцев-саянов в некоторых уездах сарафан назывался «саян». Например, в месте рождения автора статьи, в Пристенском районе, старожилы до сих пор могут сказать «саян», имея в виду сарафан или фартук. При этом непонятно, обусловлено ли использование этой лексемы этнической принадлежностью или коллективным опытом. Зато известно, что саянская панёва более богато украшена, и все украшения и особенности кроя связаны с образом жизни саян. Ну, и если вы думаете, что «позумент» – это обязательный элемент формы имперских военнослужащих, то вы ошибаетесь. Нашивки-«позументы» были обычным делом для саянского костюма. Кстати, саяны использовали особый головной убор – «сороку». Это такая шапочка из бархатной ткани, обязательно малинового цвета.

Саяны проживали на территории Фатежского, Щигровского, Золотухинского, Льговского, Конышевского районов. Современный «курский костюм» объединяет в себе элементы, характерные для всех этнических групп на территории Курской губернии.

Сейчас секреты создания «курского костюма» можно раскрыть в Саморядовском доме ремёсел. Кроме костюмов, там изготавливают известные саморядовские рушники, которые вполне могут стать ещё одним региональным брендом. Как минимум, саморядовское узорное ткачество зарегистрировано на портале «Живое наследие» в качестве самостоятельной смысловой единицы.

Наталья Андреевна отмечает, что «рушники из серого домашнего холста, концы которых затканы красными параллельными полосками и украшены многочисленными ситцевыми разноцветными прошивками и шерстяной бахромой» до сих пор изготавливаются в Саморядово. Эти изделия могли пригодиться на обрядовом празднике «Левада», где юноши и девушки устраивали друг другу первые смотрины на плясках, молодецких забавах и других обрядовых процедурах. Традиционно «Левада» в Большесолдатском районе проводится на Троицу. Её фольклорный и туристический потенциал в прошлом году оценили так, что праздник попал в шорт-лист «46 фестивалей в 46 регионе».

Резюмируем: жители Курской губернии много работали с тканями, вышивкой и плетением. Промысел до сих пор сохраняется в некоторых местах, а своеобразие он приобрёл благодаря саянам – представителям то ли народности, то ли жителям определенной территории, отличавшихся лингвистическим и этническим своеобразием. Благодаря этому «курский костюм» может развиться как региональный и даже федеральный бренд.

Читайте также

15 май в 11:02

Что ждут курские семьи в День семьи?

51 роза за каждый сантиметр новорожденного сына. Такой букет получила Марина Сапрыкина от своего супруга Юрия. Они вместе 10 лет и нажили огромное богатство — 5 детей.  — Я и муж из многодетных семей, у его у родителей 17 детей, у моих — 10. Поэтому мы тоже сразу мечтали о большой семье. И если спросите, что мы […]

9 май в 09:05

Непокорные русские

Это надо помнить всегда! Василий Лановой: «В Европе журналисты мне в лицо говорили: «Что вы со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли». Я у них спросил: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Молчат. Тогда я продолжил: «Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего […]

6 май в 08:51

Курянка победила в Петербурге

Солистка Курской филармонии Анна Сидоренко стала победителем Санкт-Петербургского конкурса «Весна романса». Наша землячка получила звание лауреата II премии в номинации «Молодой исполнитель». Анна покорила жюри и зрителей старинным романсом «Отойди, не гляди». Вокалисты со всей России участвуют в нескольких этапах конкурса. Победителей приглашают участвовать в Гала-концерте в Большом концертном зале «Октябрьский». Здесь же состоялось торжественное вручение дипломов лауреатам. […]

8 мар в 10:20

Первая курская красавица

Это был первый конкурс красоты. В 1990 году официальная газета обкома комсомола объявила соревнование комсомолок, красавиц, спортсменок. Проходило он без подиума, купальников и стекляшек в туфельку соперницы. «Молодая гвардия» публиковала фотографии девушек и короткий рассказ-представление, а читатели голосовали. Самый первый и самый честный конкурс красоты. Как только я увидела свою землячку из Солнцево, обрадовалась и […]