Город

Свадьбы по-курски

wp-mediacity

7 авг в 08:55

Август и сентябрь – в нашем регионе самые урожайные месяцы на свадьбы. Да и в общем год брачной статистикой неплохой: в Курской области за первое полугодие зарегистрировано 2 632 брака, это на 30% больше, чем за тот же период 2020-го.

Вы считаете, что подготовка к свадьбе – дело утомительное и хлопотное? Эх, друзья, это вы не знаете, как наши предки к браку готовились и свадьбы гуляли! Сколько формальностей надо было соблюсти и каких церемоний провести! Сколько испытаний пройти невесте, один только поход в баню с будущей свекровью чего стоил! А сколько песен выучить и спеть! А сколько подарков семье жениха нашить! А сколько слез пролить! А легонько так плеточкой быть отстеганной невесте накануне брачной ночи? Как вам?

О том, как готовились к свадьбам и как их гуляли наши предки-куряне узнаем у нашего эксперта Натальи Федотовой:

У русского народа свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к пятнадцатому веку. Свадьба являлась событием не столько частным, сколько общественным. Существовал целый комплекс предсвадебных обрядов, таких как: сватовство, смотрины, рукобитье, прощание невесты с родным домом.

Смотрины — свадебный обряд, во время которого сваха/сват, жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и в работе, как мастерицу (ковроткачество, прядение, вышивки и т. д.).  Для девушки смотрины были первым свадебным испытанием. Невесту наряжали в самое лучшее платье, на лицо набрасывали покрывало и приглашали в помещение, где собрались гости. Смотрительница заводила беседу с девушкой, стараясь выяснить, насколько будущая невестка умна, хороша, прилежна. В некоторых случаях девушка должна была продемонстрировать свои трудовые навыки и показаться во всех своих платьях. Когда жениху позволялось присутствовать на смотринах, то могли попросить его пройтись с невестой, чтобы оценить, как они выглядят вместе. Во время смотрин девушка хранила полное молчание: болтливость накануне свадьбы считалась большим недостатком. Но на этом этапе родители невесты еще имели право отказаться от жениха. Для этого невеста уходила в чулан и сбрасывала с себя наряд. Если родителей жениха не устраивали результаты смотрин невесты, то им запрещалось распространять информацию о неудачных смотринах, чтобы не отбить от девушки других женихов.

 Действия, совершаемые во время смотрин в Курской области, назывались «смотреть двора». Особенно это было важно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. «Смотреть двора» жениха ходил отец невесты, иногда в сопровождении матери.

Осматривали жилой дом и все хозяйственные постройки, включая конюшню и хлев. Расспрашивали о состоянии домашнего скота, интересовались домашней утварью. Родители невесты хотели знать, в какой дом отдают свою дочь и в каких условиях ей предстоит жить. Невеста в свою очередь изготовляла подарки для жениха и его семьи: постельные принадлежности, скатерти, полотенца, собственный гардероб и отдельно оговорённые подарки для каждого члена семьи.

В результате осмотра хозяйства делали заключение – стоит ли девушке выходить замуж за того человека, которого ей предложили сваты. Если родителей невесты устраивало хозяйство жениха, то они приглашали семью жениха на смотрины к себе. В дом невесты отправлялась специальная смотрительница, в роли которой выступала какая-нибудь родственница или мать жениха, позже приходила вся семья жениха, включая его самого.

Второй этап предсвадебной подготовки — был вечер «помолвки» жениха и невесты, или как его еще называли «сговор», «сговорки», «вечерины», «пропой», «богомолье». В Курской области этот вечер называли «рукобитье». Отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. Рукобитье также было первым официальным свиданием жениха и невесты в том случае, если до этого они не видели друг друга.

После сговора невеста считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе.

В этот период невеста находилась в центре событий. В Курской области (в Железногорском, Хомутовском, Дмитриевском районах) невеста считалась существом высшего порядка – Диво дивное; Красота, которую хочет украсть злодей-погубитель.

Невесте следовало плакать и «причитать», обращаясь к отцу с «жалостивыми» просьбами не отдавать её замуж. «Причитать невесте полагалось по традиции. Она должна была плакать, если даже выходила замуж с радостью за любимого.

Следующей частью цикла событий, которые относились к предсвадебному этапу обряда, был девичник – последнее прощание со своими подругами, близкими и родными. На этом этапе пелись грустные песни, в которых рассказывалось  о будущей нерадостной жизни молодой женщины «на чужой стороне», «на чужом двору».

Девичник, или навечерье брака, проводился в один из дней недели перед свадьбой. Девичник был шагом в символической инициации девушки. Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение причёски: «расплетание косы», «продажа косы», «окручивание». Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, чтобы не принести несчастья мужу и его родне, она должна была покрывать голову — скрыть силу, которая содержится в её волосах.  Именно поэтому во время девичника подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор.

Когда невесте расплетали косу, то она прощалась со своей девичьей волей, расставалась с «красотой». «Красотой» мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу – кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой. Но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда «красоту» хранили незамужние подруги, иногда она передавалась жениху или младшей сестре невесты.  Прощание с красотой символически изображалось во многих обрядах. Во время девичника невеста, понятное дело, плакала, а её подруги пели песни и водили хороводы.

После девичника подруги отводили невесту в баню. Хождение невесты в баню являлось непременным атрибутом большинства региональных традиций и сопровождалось специальными причетами и песнями. Обычно невеста ходила в баню не одна, а с подругами или в некоторых русских деревнях с матерью жениха. Будущая свекровь смотрела, здорова ли невеста, и может ли эта молодая женщина выносить будущих детей.

После бани невеста переставала самостоятельно передвигаться, есть, говорила только причетами. Невесте запрещалось не только улыбаться, смеяться, но и разговаривать.

Одновременно с девичником жених в своем доме устраивал мальчишник (ну, про это мы все сегодня знаем), на котором он также прощался с холостой жизнью. Мальчишник был торжественным обедом, который устраивал  жених для своих близких друзей в знак прощания с холостяцкой жизнью.

Торжества первого дня начиналась с приезда «свадебного поезда» жениха на лошадях в дом невесты. Свадебный возок жениха украшался ещё с вечера. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляли свадебный поезд. Сама повозка должна выглядеть роскошно, демонстрируя достаток жениха: лошадей украшали лентами, бубенцами, колокольчиками, а в повозку настилались ковры, раскидывались подушки в расшитых наволочках. Бубенцы и колокольчики должны были своим звоном отпугнуть нечистую силу.

Когда жених «со свадебным поездом» подъезжал к деревне невесты, то перед ним закрывалась деревенская околица, и он должен был платить символическую «дань» деревенским жителям. А чтобы проехать к дому невесты, он должен был преодолевать препятствия: то завал из бревен, то натянутые через дорогу веревки, то «посты» из односельчан, требовавших деньги и выпивку. Вам ничего это не напоминает?

Всё утро в ожидании жениха невеста вместе с родными и подругами оплакивала свою девичью волю.

Из церкви молодые ехали уже вместе, причем свадебный поезд возвращался другой дорогой, а не той, которой ехали на венчание. Невесте уже разрешалось веселиться.

Перед домом жениха свадебный поезд останавливался, родители жениха встречали новобрачных, отец держал икону, мать – хлеб-соль. Когда молодых приглашали в дом, то жених переносил возлюбленную через порог на руках, чтобы обмануть домового и заставить его принять невесту как нового члена семьи.

Жениха и невесту сажали на шубу, которая была постелена на лавке. Чтобы в семье не было разлада,  молодым полагалось  есть из одной тарелки, а пить – из одной рюмки.

Спустя час после окончания ужина молодых вели спать. Считалось, что в первую брачную ночь молодым нельзя спать в жилом помещении – они ночевали в подклети, нижней части избы, часто использовавшейся в качестве кладовой, в бане, хлеву или в амбаре на жерновах. Перед первой брачной ночью невесте сажали на колени мальчика, чтобы она была плодовита.

 Сваха проверяла их постель: считалось, если кто-то подбросит в первую брачную ночь в постель кошачью и собачью шерсть, жених с невестой будут жить как кошка с собакой. Иногда под постель молодым подкладывали полено. «Молодая» разувала мужа и подавала ему плеть, показывая свою покорность. Муж заранее прятал в сапогах монеты, что означало, что он будет содержать жену, и трижды слегка ударял жену плетью, чтобы в семейной жизни ее не бить. На следующее утро «молодая» получала статус замужней женщины.

На второй день свадьбы во многих деревнях Курской области был распространен обряд «поиска ярки». Родственники новобрачной приходили в дом ее мужа, заявляли о пропаже дочери и начинали поиски «пропавшей».

 Если поиски заканчивались неудачей, то новобрачный сам выводил к гостям молодую жену. Гости сначала вроде бы как проявляли радость по поводу возвращения дочери, но отказывались принять ее обратно. После обряда всех гостей приглашали к столу, который назывался «поклонным», «поцелуйным», «сырным» или «княжим». 

Но на этом все не заканчивалось. Потому, что свадебный пир продолжался еще несколько дней.

Слушала эксперта и думала: как все же сильно укоренились в нас традиции предков! Как много в наших современных брачных церемониях из далекого прошлого! Ну, значит, нас нельзя назвать Иванами, не помнящими родства?

Счастья всем молодоженам! Горько!

Читайте также

18 сен в 09:40

В Курске пройдут увлекательные мастер-классы

В Креативном пространстве «ВЕРАНДА» 19 сентября в 12.00 пройдет мастер-класс по оригами и паперкрафту. Вместе с Сергеем Евстратовым участники соберут замечательных панд, которые станут стильным украшением интерьера. В 14.00 пройдет мастер-класс, где научат, как изготовить крупную брошь в металлический основе с цветочной композицией. Организаторы просят соблюдать масочный режим и регистрироваться на мероприятия в сообщениях сообщества. […]

18 сен в 09:34

В Курской области начался 2-й день голосования

Голосование для избирателей на участках начинается в 8.00 часов 18 сентября. 17 сентября на участках проголосовали 14,89% избирателей, включенных в списки для голосования. Онлайн-голосование на портале ДЭГ продолжается в круглосуточном режиме до 20.00 часов 19 сентября. В электронном формате по состоянию на 20.00 часов 17 сентября проголосовали свыше 60% избирателей, включенных в списки для дистанционного […]

18 сен в 09:23

В курском МФЦ предварительная запись станет более прозрачной

В МФЦ Курской области участились случаи, когда на одну фамилию берут большое количество талонов, однако записавшиеся на приём не приходят. Это ограничивает доступность получения муниципальных и государственных услуг в МФЦ для других посетителей. Для предотвращения злоупотреблений при предварительной записи через контакт-центр «МФЦ», личный кабинет на официальном сайте МФЦ, мобильное приложение «МФЦ Курск», приём документов и […]

17 сен в 15:48

В Курске прошла дискуссионная площадка для молодых педагогов

Площадка «Новой школе — новый учитель: формирование профессиональных компетенций молодого педагога» состоялась на безе детского лагеря «Орленок». В её работе приняли участие более 70 человек. Участники мероприятия обсудили лучшие практики содействия профессиональному росту молодых курских учителей. «Педагог, учитель, наставник — один из важнейших людей в жизни каждого человека, особенно на этапе становления. Первые шаги на […]